Музей                          История музея    Аллея Героев    Фото    Статьи и отклики    Старое фото   Лента новостей   Заявка на ген. иссл.
По следам Велеса
Дам старее тебя
Тебе шашку с клеймом,
Дам лихого коня
С кабардинским тавром.
             (Хас-Булат удалой)
Фёдор Игнатьевич Головин
  Родился 12 июня 1941 г. в с.Пепелино Куртамышского района Курганской области. С апреля 1959 г. работал на целинных землях. С 15 сентября 1959 г. учился в школе ФЗО № 5 г. Челябинска. Работал в тресте «Уралэнергомонтаж» на строительстве электростанции.
  С 1962 по 1965 гг. служил в радиотехнических войсках. После - работал на ремонтно-механическом заводе. Окончил Курганский машиностроительный институт.
  С февраля 1972 г. - бригадир монтажно-строительной бригады Домостроительного комбината в г. Набережные Челны. С 1980 г. вахтовик «Татнефти».
  Окончил курсы военных корреспондентов при газете «Красный боец» Уральского ВО. Печатался в газетах «Знамя коммунизма», «Вечерние Челны», альманахе «Тобол», в книгах «Помни войну», «Фронтовые дороги челнинцев», «На пути долга». Награжден медалью «20 лет Победы».
  С 1975 г. занимается поисковой работой.
  Автор книги - Федор Игнатьевич Головин - опытный краевед и поисковик, житель г.Набережные Челны напоминает читателям о значении и содержательности рунов и символов -значимой части культурного наследия как славянской, так и исламской культур. Внимательное изучение рунических надписей свидетельствует об общности корней мировых цивилизаций.
Казань, 2007. - 60 с.                                                                                           Редактор и автор оригинал-макета М.В. Черепанов
ЗНАТЬ СВОИ КОРНИ
  С автором этой книги Федором Игнатьевичем Головиным нас свела судьба 20 лет назад в одной из поисковых экспедиций по поиску и захоронению останков солдат, погибших в Волховских болотах. Я уже тогда ощутил, с какой ответственностью подходит этот человек к решению задач, которые перед собой ставит. Это был наиболее грамотный, глубоко мыслящий поисковик, разыскивающий сведения о погибших на фронте родственниках не только по архивам, но и в мемуарах, свидетельствах краеведов, в прессе. Детали, которые ему удавалось восстановить, поражали своей очевидностью и информативностью.
   Но все, что касалось изучения войны, оказалось лишь прелюдией по сравнению с основным делом жизни Фёдора Головина - изучением и расшифровкой рунических писмён. Есть явная закономерность в том, что именно наследник знаменитого рода Головиных взялся за продолжение нелегкого труда профессора-археолога, консультанта Госмузея ТАССР Н.Е. Макаренко, расстреляного в 1938 г. в Томске.
  О том, насколько интересными были труды Макаренко, можно судить по чудом уцелевшим результатам его работы, впервые публикуемым на страницах этой книги. Каждый читатель может найти несомненное сходство между родовыми клеймами, которые русские крестьяне ставили на своем имуществе ещё в начале XX века, и руническими надписями на надгробьях тюрок, которым более 500 лет. Всмотритесь внимательно в рисунок на этой странице и записки Макаренко на стр. 28-42. Просматривается явное сходство и по конфигурации, и наверняка по содержанию того или иного знака. Не свидетельство ли это того, что славянская и тюркская письменность, да и культура в целом имеет общие корни? Сбор сведений и расшифровка рунической письменности - одна из малоизученных страниц истории России, которая имеет широчайшие возможности. Убедиться в этом можно даже на примере деятельности Ф.Головина. Результаты даже его исследований доказывают, насколько важной может быть информация, содержащаяся в том или ином руническом знаке или простом, на первый взгляд, орнаменте на предмете украшения или быта. Поражает глубина и содержательность информации, которую смог расшифровать Ф. Головин в орнаменте обычной, казалось бы, застежки, найденной любителями-археологами в районе Севастополя. (См. стр. 10.) Уверен, что способность исследователя читать  каждый знак и орнамент на украшениях женщин крымско-татарского народа или на деталях амуниции воинов
Плита-балбал с тамгами.
Золотой Орды может открыть немало интересных страниц истории не только Крыма, но и России. В частности, стать археологическим доказательством высокого уровня культуры одного из тюркских народов или участия воинов того или иного рода в сражениях на юге России. Надпись на перстне посла Золотой Орды может многое сказать о его полномочиях, уровне дипломатической системы государства того периода.
   Колоссальное значение имеет способность Ф. Головина в восстановлении с помощью рунических знаков истории того или иного рода. Что может быть важнее, чем возвращение ныне живущим семьям богатейшей истории предков. Имея возможность расшифровать таинственные надписи на бабушкином ткацком станке или вышивку на полотенце, каждый из нас может раскрыть для себя историю всего рода, узнать, чем занимались, а следовательно, были знамениты наши прадеды. Откуда у нас способности к тому или иному ремеслу или интуиция.
  Знание своих корней может дать каждому из нас не только осознание величия своего рода, гордость за предков, но и уверенность в своих способностях. Может подсказать ту сферу деятельности, в которой достигали заметные высоты наши пращуры. Быть может, послание предков поможет выбрать именно тот жизненный путь, на котором нас ждет успех - кого в науке, кого в бизнесе, а кого в духовной сфере.
   Стоит ли доказывать, насколько важно в воспитании молодого поколения ощутимое доказательство глубоких корней той или иной семьи, рода, народной культуры и традиций. И ещё более важно историческое доказательство общности цивилизаций,существовавших с древнейших времен на территории России.
  Уверен, что у каждого из нас есть желание получше узнать свою родословную, чтобы показать своим детям и внукам необходимость не просто гордиться своими предками, но и, что не менее важно, соответствовать масштабу их заслуг перед народом, продолжать семейные традиции, не ронять честь рода. Одно дело быть «Иваном, не помнящим родства», который «никому ничего не должен», другое -чувствовать себя наследником целого рода, историю которого создавали своим трудом и подвигами десятки поколений. И вовсе не обязательно быть для этого наследником дворянских кровей. Порой прадед-крестьянин, как выясняется по руническим записям на личных вещах и орудиях труда, имеет не менее интересную судьбу в истории народа и России. Важно только, чтобы это знание было доступно каждому россиянину. Значит, исследования профессора Н.Е. Макаренко и краеведа Ф.И. Головина должны быть известны не только историкам, но и широкому кругу читателей, желающих знать свои корни, ««помнить имя своё».
   Данная книжка - лишь небольшой шажок на этом пути. Хочется надеяться, что не последний.
                                                                             Михаил ЧЕРЕПАНОВ, член-корреспондент Академии военно-исторических наук
ПРЕДИСЛОВИЕ

   В жизни каждого человека случается что-то необычное. У ученых своя трактовка истории. Не помню, кто выразил мысль: «Ученость - это передача незнаний от одного человека к другому».
   В моей жизни было немало чудесных, с точки зрения обывателя, случаев, о которых нельзя забыть.
Кому-то покажется странным, то, что я помню свой день рождения, когда, открыв впервые глаза, увидел утренний свет из окна, по бокам - согнутые ноги матери, над собой - склоненную голову Марии Мазырихи, а слева спешила к ней с ковшом теплой воды моя бабушка Авдотья. Помню, когда исполнился годик, меня впервые фотографировали, а я боялся темного отверстия объектива и ждал, когда вылетит обещанная птичка. Но рядом на куст сирени сели воробьи, и я обратил взгляд на них.
   О некоторых событиях пытался рассказать в газетах, но корректировка газетчиков неузнаваемо искажала факты. Кто не пережил событий, тот не может вносить поправок в прошлое.
   Многие факты анализировал, проверял, пытался найти объяснения в древних книгах. Вышел на древние знаки, что называют РУНАМИ и смог многое понять. Но чем больше знаешь - тем больше понимаешь, что не знаешь ничего. Многое хочется изучить глубже, дойти до корней духовности, вернуть веру людей в свои силы, искреннее уважение к прошлому. Так как без прошлого нет будущего.
  Путь поиска идет от сложного к простому, от современного алфавита через родовые знаки к руническому письму. Исследования ведут к праязыку - общему для всех народов, к общности двух цивилизаций - исламской и славянской.
Вавилон в моем понятии - прообраз империи. Сравните Вавилон и Советский Союз. При вавилонском столпотворении люди перестали понимать друг друга и разбрелись по земле, как и ныне, после развала нашей империи, свидетелями которого являемся мы с вами.
   Цивилизации имеют общие корни, хотя каждая развивается самостоятельно.
   Поиск родовых знаков, их коллекционирование и интерес к родословным увел меня в глубину веков. По данной тематике искал единомышленников, встречался с учеными Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. В Государственном Историческом музее мне сказали, что данным вопросом никто не занимается, возможно, кто-то есть в Казани. В Казани нашел только небольшую книжечку о тугре, изданную в Турции много лет назад.
   В своих Набережных Челнах решил выйти на страницы газеты «Вечерние Челны». О поиске узнали в г. Шадринск и пригласили на конференцию «Шадринская провинция. Урал и Зауралье. XX век. Итоги и достижения. (1917-2000). После выступил на краеведческой конференций в Набережных Челнах.
   Профессор Корепанов из Альметьевска с большим интересом отнесся к моему поиску и дал совет: продолжить начатое дело. Потому и выношу свои размышления на суд читателя в надежде найти единомышленников, получить отзыв.
Попытаюсь рассказать о своих расследованиях простым языком без прикрас и научных терминов, изложить свою точку зрения по некоторым вопросам и явлениям. Познакомлю вас с некоторыми знаками, символами, рунами и еще кое с чем.

«РАЗБУДИТЬ УСНУВШУЮ ПАМЯТЬ»

Газета «Вечерние Челны»

   Ища ответы на вопросы сегодняшнего дня, мы все чаще обращаем взоры в прошлое. Какая история сокрыта от наших глаз за холмами минувших лет? Откуда мы есть? Наверное, читатели, интересующиеся древней атрибутикой, не раз слышали о родовых знаках. Это одно из направлений исследовательской работы историков.
Федор Игнатьевич Головин по образованию строитель, и интерес к родовым знакам для него, наверное, что-то вроде хобби. Впрочем, занятие это настолько серьезно, что, вполне возможно, со временем накопленный материал выльется в какой-либо научный труд.
-    Тавро, клеймо, тавра, тамга, абаса, огородные (в значении - ограждающие) знамена - родовые знаки в разных местностях назывались по-разному, - поделился Головин. - Первые впечатления об этом связаны у меня с отроческими годами, когда впервые увидел тамгу в казахской юрте. Позже было еще несколько случаев, но несколько лет назад я занялся исследованием знаков предметно. Во многих случаях фамильные клейма уходят корнями в руническую письменность. В с. Ашпала Мензелинского района у одной жительницы такой знак на прялке, подаренной ей подругой. По-видимому, это был древне-булгарский знак - по крайней мере, такой же встретился мне при знакомстве с работами студента педколледжа Антона Бибы и казанских исследователей.
  Сейчас в коллекции Федора Игнатьевича около полусотни «живых» родовых знаков. Наследники родов знают о них, помнят. Среди них немало челнинцев.
-    Прошу откликнуться читателей, у которых сохранились хоть какие-то знаки-символы. Может быть, кто-то вспомнит рассказы старших. Мне думается, это один из верных способов в наш меркантильный век разбудить уснувшую память, а с нею - честь и совесть нашу. Должна быть гордость за свой род - быть может, в древности славный и знаменитый. Родовой знак был символом доблести, за его обладание шла борьба. Давайте же оглянемся назад! Идея Федора Игнатьевича показалась нам достойной внимания.
   Нитку родословную мало кто хранит.
   Машинами, обновами больше дорожит.
   Все храмы поразрушены, свой Ангел позабыт.
   Кому сегодня нужны мы? Не скажет и гранит,
   Что стоит со звездочкой в сторонке под сосной.
   Зелененькую веточку он заслонил собой.
   Ветку родословную -Древа твоего.
   Помнишь ли ты славного деда своего?
   Годы молодые быстро пролетят...
   Чтобы дальше видеть, оглянись назад!

БУТА

«Кашемировы штаны,
рубаха без ошейника...»
(Из старинной шуточной частушки.)

   Много воды утекло с тех пор, когда Великим Шелковым путем прошел последний караван. Многое изменилось в жизни народов, но нам иногда так хочется заглянуть в глубину веков и освежить свою память.
   С богатыми караванами доставлялись на север и кашемировые шали из тонкой шерстяной ткани, изготовленные в Индии. Северным красавицам были по душе эти легкие и теплые изделия южных мастеров с необычным рисунком в центре и по полям шали.
-    Как называется этот рисунок? - спрашивали иногда девушки.
-    Это бута! - отвечали продавцы, не вдаваясь в подробности.
Язык кашмири относится к дардским языкам. Бута на их языке имеет значение пещера. Древняя бута, пришедшая к нам с верховьев Инда, от Больших Гималаев и хребта Пир-Панджал, еще раз подтверждает наши исследования по вопросу общности двух цивилизаций.
   Мы все вышли из пещер. Вспомните, разве Адам и Ева строили дома? На любом из континентов вы найдете уйму древних пещер, где жили люди.
   На обложке книги елочное украшение с рисунком бута, а сколько подобных рисунков мы видим на современных тканях, коврах, в резных узорах окон и так далее. Рисунок заслуживает особого внимания. Быть может, в нем сохранился дух наших предков, и по этой причине мы слишком часто его применяем.
   Есть на старом караванном пути Бута - село на территории республики Татарстан. Рядом с селом - пещера, где добывали бутовый камень для строительства. Часть камня шла на переплавку для получения меди.
   Меня, как и многих других людей, давно привлекал рисунок буты, особенно с тех пор как узнал его значение. Пещера - древний дом человечества. Не будем исследовать буту как спелеологи.,иаучаюшие происхождение пещер, морфологию, микроклимат, скрытые реки, озера, и многое другое. Нас интересуют настенные знаки, рисунки, скульптурные изображения, выполненные доисторическим человеком.
  Появилась идея: не только заняться сбором древних знаков, но и понять смысл, мысли тех людей, а быть может, найти послания к нам - далеким потомкам, как нашлись древние свитки пергамента, глиняные таблички с клинописью и многое другое.
  У нас нет возможности увидеть пещеры Гватемалы с их скульптурами, высеченными из сталагмитов, и разглядеть знаки на стенах. Но мы можем многое найти в средствах массовой информации, журналах. Можем обследовать пещеры Татарстана, Башкирии, Казахстана, Пермской, Оренбургской, Московской и других областей. Думаю, что в каждой местности найдется не один десяток пещер и не только в горах, но и на равнине.
  На тканях знак буты зачастую бывает украшен простыми знаками или цветами на фоне различных оттенков в сочетании с другими изображениями. Художники на подсознательном уровне заставляют нас обратить внимание на знак буты нашего древ- него жилища. Разве мы сегодня не украшаем свой дом, квартиру, делая евроремонт, меняя дизайн и многое другое?
Поддержку своим мыслям нашел у Владимира Ивановича Даля, в его «Толковом Словаре».
  «Бут - часть основания каменного здания, которая находится под землею, в вырытом рву; она не ведется кладкой, а бутится и заваливается известью. Бутовой, бутовной от бута. Бутовщик- каменщик, который бутит».
  «Буда - строение, постройка вообще. Склеп. Будка, бутка».
Не будем приводить всех толкований, все они связаны с жильем «для приюта или защиты от непогоды человека, собаки или иного мелкого животного».
  При сборе знаков я пришел к мысли единства цивилизаций, а разве бута не подтверждает правильность избранного направления?
   Тогда в путь на поиск и реставрацию духа предков.
  О многом может рассказать эволюция нашего жилища, пройдя путь от пещеры до современного дизайна. Изобретение топора, пилы, столярных инструментов способствовали неоценимому прогрессу в деле домостроения, развития деревянного зодчества. Изготовление плинфы, прообраза современного кирпича, привело к созданию великолепных храмов и жилых зданий.
  Мы любуемся архитектурой зданий, резьбой карнизов, наличников, не подозревая о том, что они передают нам информацию прошлого.
  Занимаясь сбором и исследованием древних знаков, обратим более пристальное внимание на творения древности. В этом плане особый интерес представляет древняя Елабуга с ее культурным центром.
Большой отпечаток на развитие строительства наложила победа России над Наполеоном в войне 1812 года. Градостроительство приняло огромный размах.
  Некоторое влияние на строительство оказало и масонство, проникшее в Россию в начале XVIII в. Первые ложи были связаны с Англией, Германией, Швецией, но во времена Екатерины II были запрещены. Отечественная война способствовала расцвету масонства, и они начали работать на французском языке.
Вы спросите: при чем здесь масонство?
  Обратите внимание на фронтоны и наличники старых домов в Елабуге, где проживало немало отставных офицеров и известная всем кавалерист-девица Дурова. На карнизах наличников вырезаны аксельбанты, а фронтоны смотрят на нас из прошлого как «Всевидящее Око» масонского ордена.
  Самцовые крыши ранее имели щипец из бревен, то есть верхняя часть стены сруба, ограниченная двумя скатами кровли, делалась из бревен, что в наше время стало большой редкостью.
   Треугольник фронтона из теса, пришел на смену бревенчатому.
Интересно рассматривать эволюцию жилища в связи со знаками собственности или родовыми знаками. Знаку бута пришел на смену знак урус, когда люди начали строить полуподземные односкатные жилища, урус сменился треугольником вершиной вверх, символизирующим созидательную мужскую силу или творческую силу божества, ставшего символом троицы, Всевидящим Оком.
Первое появление знаков, возможно, связано с изображением жилища древнего человека, с его тоской по «дому», когда был вдали, на поиске пропитания, рисуя свое жилище на песке. Вернувшись в свое жилище, древний человек пытался нарисовать на стенах увиденных на охоте или убитых им животных, а собиратели изображали растения, видя в животных и растениях магическую силу, которая укрепляла их собственную, помогала справиться с болезнями. Рисуя знак животного или растения, человек призывал на помощь их дух. Знак стал оберегом. Знаки-обереги ставились над входом в жилище, постепенно перейдя на узоры наличников, подзоры карнизов, а также превращаясь в национальные орнаменты и узоры. Многие знаки стали знаками собственности: таврой, тамгой.
  Фрагмент обрядового полотенца. Знак женщины с полотенцем на руках выступает на вышивке как образ матери-родины, а перо - образ добродетели, символизирует веру и ожидание, знак молитвы божественное Слово.
  Реконструкция древнего жилища Урус с прообразом лавок для сидения, камелек для обогрева и приготовления пищи. Неожиданно ход моих мыслей прервал Михаил Валерьевич Черепанов из Казани, прислав изображения перстней, кулонов, монет, найденных в Крыму, в районе Севастополя. Начнем их обработку.
  Подвеска серебряная (женское украшение, XVI век) с древом жизни - пальмой. Пальма - символ плодородия. Приносящая хорошие плоды даже в старости, она символизирует долголетие и процветание в преклонном возрасте.
   Шумеро-семитская традиция связывала пальму с богиней любви, женственности и плодородия Асгартой. Низ подвески напоминает сердце. Значение его: Любовь, милосердие, истина. Маленький камушек внизу в форме точки - начало. Два камня вверху - несоизмеримость физического и духовного миров. Число 7 в про-жилках листьев способно оберегать от зла. В Исламе число 7 означает совершенство.
  О числах 5 и 6 поговорим позднее, здесь они в плодах пальмы. Число 8 - порядок, возрождение. Форма ветвей древа требует более внимательного и кропотливого труда, пока не прочитана Это женский оберег.
Накладка на ларец в форме арки (начало XX века) создана на основе мистических традиций Каббалы.
Арка во многих культурах является символом небесного свода и жизни в целом 5 лепестков цветка указывают на мироздание, совершенство, порядок вещей.
   5 цветков - 5 религиозных обязанностей, 5 ключей к тайному знанию, пять молитв, пятикратное повторение Священной клятвы. Это в Исламе - вера, молитва, паломнинество, пост, милосердие. 3 цветка в основании арки и три камня означают мужское начало. 2 камня между большой и малой аркой -женское начало. Сумма начал дает число 5, которое с античных времен связано с богиней любви Афродитой. (Римской Венерой.) Под малой аркой «мужским началом» расположено «материнское лоно», внизу оно связано с «мужским началом». 6 камней внутри «материнского лона» -равновесие и гармония, творение и красота. (Вид камней застежки, их цвет имеют определенное значение.) В Каббале тройка символизирует триединство мужского и женского начал, их взаимопонимание. 3 точки внутри «материнского лона» имеют несколько значений: тело, душа, дух человека, а также -рождение, жизнь, смерть. 3 лепестка, направленные вниз, указывают на рождение, путь к выходу. Большие точки в круге на фоне арки - это люди, хранимые Богом, где круг является оберегом. 4 малых точки за кругом - Земля. Человека мы видим в форме пятиугольного камня под мужским началом, имеем подтверждение и на фоне малой арки, где число точек 5. 11 точек между большой аркой и «материнским лоном» из 15 точек - время созревания женщины от 11 до 15 лет, плюс 6 точек внизу (здоровье, красотпа, равновесие). После 21 года рождение детей полностью созревшей женщины, набравшейся здоровья и равновесия.
   Числам Каббалы, не только в Исламе или в Христианстве, но и в других религиях придается огромный мистический смысл, выстроены обряды и понятия.
На застежке мы видим естественный жизненный ритм, ниспосланный народу «богом неба», давая каганам власть и мудрость для решения жизненными государственных дел. (Застежка, возможно, принадлежала правителю)- Общий смысл можно записать так: Бог хранит на Земле множество народов и религий, определенный порядок совершенен. Соблюдение его несет здоровье и любовь. Храните равновесие и гармонию, творите красоту. Знайте 5 религиозных обязанностей, 5 ключей к тайному знанию, 5 главных молитв, пятикратно повторяйте Священные клятвы. Помните веру, молитву, паломничество, пост, милосердие и будете жить до преклонных лет.
   Для распознания остальных присланных материалах говорить пока рано, нужно внимание, терпение и новые знания для их распознания.
Археологические находки из коллекции М.В. Черепанова (Казань) (найдены в Крыму, в районе г. Севастополь):
1. Крышка флакона, XX в.; 2. Подвеска сбруи, XVII в.; 3. Пуговицы, XIX в.; 4. Женское украшение, XVIII в.; 5. Часть женской застежки, XIX в.; 6. Накладка на подсумок. XIX в.; 7. Крышка на флакон, XX в.; 8. Фрагмент браслета, XIX в.; 9. Женское украшение, XIX в.; 10. Накладка на ремень, Венеция, Генуя, ХП в.; 11 и 13. Детали украшения женской косы, XIX в.; 12. Деталь конской сбруи, XVIII в.; 14. Печатка перстня, XVI в.; 15. Украшение сбруи, XIX в.; 16 и 18. Пряжки татарских женщин, XIX в.; 17. Перстень, XV в.
РОДОВАЯ ПИКТОГРАФИЯ
   В дальнем углу бывшей Оренбургской губернии, через падь от села Долго-вки, где начинал свою трудовую деятельность в ту пору никому неизвестный доктор Гавриил Абрамович Илизаров, на высоком холме стояла юрта казахов. Мой отец после войны работал фининспектором и впервые взял меня с собой в деловую поездку как «телохранителя». В пути мне многое было в диковинку, а жилище кочевников поразило в особенности.
  Мы зашли внутрь, и гостеприимные хозяева угостили отца кумысом, а меня какой-то восточной сладостью, сделанной в домашних условиях из молочных продуктов. Что это было, сказать не могу, так как подобного больше не встречал.
  На опорном столбе юрты, на крюке я увидел короткий, красиво плетеный ремешок с каким-то круглым предметом, на котором был непонятный знак.
-    Папа, что это такое?
Хозяин услыхал мой вопрос и ответил сам:
-    Это тамга нашего рода. Мы Исуповы. Чин мурза - сын Иль мурзы первым перешел на царскую службу, а три остальные рода перешли позднее. Весь Казахстан делится на четыре джуса и у каждого рода есть своя тамга. Тамга очень древняя. Мы её на животных ставим...
-    Папа, а у нас есть тамга?
Отец замялся и ответил туманно:
-    Ты знаешь, сын, у нашего народа есть гербы и тавро, его еще называют тавра. О нашем знаке лучше не спрашивай, спокойнее жить будем. Так надо. -Сказал, как отрезал.
   Вспоминая ту давнюю встречу, я понял, что тема рода, родового знака заслуживает особого внимания, поиска и изучения. Сложность поиска заключается в том, что трудно отличить тавру от пиктографии и древних рун, так как они являются прямыми родственниками.
   В свое время темой пиктографии занимались видные ученые:П.Ф. Высоцкий - «Несколько слов о следах
употребления у нас фигурного письма». - Известия общества археологии и этнографии при Казанском университете, 1877, т. VI, вып. 2, стр. 1-15. Н.Н. Миклухо Макла й, живя среди папуасов Новой Гвинеи. НС. Ефименко- ученый этнограф.Э. Тэйлор - английский ученый, исследуя знаки индейцев в Северной Америке.
  Тема родовых знаков требует продолжения. По родовому знаку тавре или тамге можно узнать - кто ты, чей, какого рода-племени. Семейные знаки или огородные знамена - прямые родственники петроглифам, руническому письму, кобонгам Австралии и тотемам Америки, нерегвам Новой Гвинеи и наскальным рисункам Африки.
  В некоторых семьях и поныне хранится эта реликвия - знак рода. Эхом родового клейма звучит знак - пятно или метка, вырезаемая на ушах мелкого рогатого скота, в частности - овец.
  В 1983 г. Издательство «Прогресс» выпустило книгу сотрудников Исторического музея во главе с С. Жегловой «Пряник, прялка и птица Сирин».
  Благодаря публикации мы можем назвать имена некоторых древних мастеров, чей родовой знак напомнил о себе неожиданным образом и разжег в душе моей интерес к родовым знакам.
  В музее А.В. Щусева в Москве существует фонд древних строительных материалов, куда немало труда вложила М.В. Ковалёва, ученица известного архитектора П. Барановского. Среди экспонатов музея хранятся изделия древних зодчих: плинфа, кирпич и другие предметы из глины, привезенные из разных мест. Они хранят информацию о многом. Пока нет в музее каталога знаков и ограничен доступ к экспонатам. Каталог может помочь в прочтении древних знаков Вот несколько знаков, опубликованных в прессе.
Смоленск, церковь в Перекопном переулке: верхний ряд - тамги трех родовых групп, строивших Семикара-корскую крепость на Нижнем Дону, и двузубец. Слева во втором ряду - найденное на Правобережном Цимлянском городище грузило для сетей, сделанное из кирпича со знаком, обеспечивавшим удачную рыбалку.
Остальное - саркельские кирпичи, двузубец; двузубец, совмещенной со знаком, похожим на тамгу рода Дуло; «вавилон», древний символ квадратной вселенной; рисунки лошади и лани; кирпичи, меченные одновременно тамгами двух и трех родовых групп.
  Попытаемся их расшифровать эти знаки. Знаки и рисунки на камнях Маяцкой крепости на Среднем Дону: символы квадратной и круглой вселенной; двузубцы с конической и прямоугольными чашечками; тамга в виде дуги с отпятнышками, рисунки оленя и коня; знак, аналогичный тамге дулатов; магические символы трикветр и пентаграмма.
   Рисунок «Голова лошади. Киев, Подол. Подъемный материал» можно прочитать как Ипполитос, то есть не запряженный конь. Древнегреческое ИППО - «конь» и ЛИО -«распрягать» на Русь принесено из Византии. Слово ЛИО - утратив первый слог в повседневной речи, превратилось в ПОЛИТ. ИППОЛИТ- имя мастера, изготовившего кирпич для сооружения храма на Подоле.
  Чтобы быть точным в выводах, необходимо найти подтверждение в сопоставлении с другими подобными знаками. Один из них мы нашли в письме саратовской крестьянки. Ее письмо заканчивается тавроЙ фамилии Колесников.
   Познакомимся с другими клеймами на кирпичах из Смоленска, Новгорода-Северского и Полоцка.
  Разберем клеймо на кирпичах собора Спасского монастыря в Новгороде-Северском. Круг. В нем две параллельные линии пересекаются под прямым углом с другими двумя параллельными линиями. Точно такой знак мы видим на пиктографическом письме из Саратовской губернии в Питер, где он означает - колесо, точнее родовой знак фамилии- Колесников.
  В связи с развитием грамотности, а в основном, с приходом Советской власти, родовые знаки заменились родовыми штампами, частично перешли на экслибрис. Многим знаки стоили головы, так как указывали на принадлежность к тому или иному роду. Люди меняли фамилии, место жительства, находили иные способы ради сохранения собственной жизни.
  Интерес к родовым знакам приводит к встречам с интересными людьми, от потомков разбойников, до потомков королей и ханов.
   Случайно на припорохе из Елабужского женского монастыря я получил весточку от «мастера церковной и исторической живописи Василия Яковлевича Ашмпиева», далёкого потомка великого мастера, родоначальника школы русской иконописи - старца Алимпия. Его искусство стало семейной традицией, а имя - фамилией потомков.
  Поиск вывел на след профессора искусствоведа Николая Емельяновича Макаренко, расстрелянного в г. Томске 4 января 1938 г. Я не смог разобрать копии его работы, что была напечатана в газете «Волжский вестник» № 32 за 1904 год (Казань).
Кирпич с клеймом. Смоленск, церковь на Большой Краснофлотской
   улице. Знаки на торцах кирпичей. Смоленск, собор на Протоке.
  Исследовав огородные знамена (они же родовые знаки - тавра, тамга), мы сможем понять и древние русские руны. Они немного отличны от северо-германских и скандинавских. К сожалению, в литературе нет материала по данному вопросу, что осложняет поиски.
  Семейное клеймо зародилось еще до н. э., так «в первой половине I века до Рождения Христа металлургическая фирма семейства Понтилиени ставила его на слитках свинца» - так сообщает нам журнал «ГЕРН КУРЬЕР» в № 7 за 1991 год.
  Евангелисты - Матфей, Марк, Лука, Иоанн имели символы - Ангел, лев, телец и орел. Божья Матерь - символ пчелы. Фома - строительный угольник, и так далее.
  Многие родовые знаки соответствуют фамилии владельца, так гребенка -Гребнев. Украинской фамилии Кулиш соответствует знак- острый угол или клин. Кулигой называли клин земли. Фигура, похожая на цаплю, - Цаплин. Фамилия Останин  один длинный и несколько коротких «рубежей», расположенных вертикально, как одиноко стоящее дерево на вырубке (останец).
Велико разнообразие форм и названий. Вот некоторые из них: Рубеж, грань, вилка, пень, колода, окно, соха, клин, ромб, круг, эллипс и множество других с отпятками, рубежами, зигзагами и прочими фигурами.
  Настало время составить каталог родовых знаков, как бы они ни назывались - огородные знамена, клеймо, тамга, абаса, ванза, тавро или тотем, руны или петроглифы. Нужен каталог-определитель, как гербовник или определитель филиграней. Это уходящая от нас страничка истории.
  Рубеж - это черта. Черту мы не подводим, продолжим поиск тамги, тавры, тугры и других отличительных знаков древних родов.
  Интересно, что вы знаете о корнях родового древа своей семьи?
                                                                                                                                         {Из материалов к Шадринской конференции).
* * *
  Мы не обращаем внимания на знаки, окружающие нас, не умеем читать видимое, не хотим понять слышимое. Желание понять непонятное и направило меня на путь знакомства с древними знаками.
Я читаю книгу леса,
Как читал когда-то Один.
Получил он дар Небесный,
Значит, Богу был угоден.
Руны звуки получили,
И Баяны в мир явились
Гимны славы зазвучали,
Люди, слушая, дивились.
Когда руны разложили -
Урд, Вернанди, Скульд узнали,
И болезни излечили,
Что покоя не давали.
Руны
Но всему приходит время,
Люди руны позабыли...
Волнует их другая тема,
А на них глаза закрыли.
Уважению к своим предкам
В сердце места не осталось.
Потерявшие наследство -
Все сироты оказались.
Примечание:
Урд -  прошлое.
Вернанди -
настоящее.
Скульд - будущее.
Знаки на торцах кирпичей. Смоленск собор на Протоке.
Михайло-Архангельский храм села Красная Горка Мамадышского района, где были найдены древние знаки, высеченные из жести мастерами кровельщиками.
  Памятники истории и культуры Татарстана требуют постоянного тщательного исследования и внимания, они хранят множество тайн и ждут своего открытия. При обследовании храмов в Татарстане я обнаружил метки в форме точечных углублений от одного до десяти. Нашел место, где брали глину для производства кирпича и обжига для Троицкой церкви, церкви Макария Унженского, Свято-Вознесенского собора. Нашел место гашения извести для приготовления раствора и другие следы прошлого.
ВСЕ ТАК ПРОСТО
  Понимание прошлого приходит через уважение к нему, к старшим людям, к родителям, к религии, через умение прощать и быть прощеными.
Наш отец частенько рассказывал, как они прощались с отцом, умирающим от водянки. Наступил и наш миг прощения.
-    Федор, ты живешь далеко, вдруг не свидимся на этом свете, давай про
стимся, как я простился с отцом.
Я опустился на колени и сказал:
-    Папа, прости меня Христа ради.
-    Бог простит, и ты, сын, прости меня Христа ради.
-    И тебя Бог простит, папа.
Мы встали с колен. С души и сердца, словно, гора свалилась - наступило огромное облегчение, какого я не испытывал в жизни.
Когда приблизился последний миг его жизни - он увидел брата, погибшего в Финскую кампанию:
-    Костя! Костя, не уходи, я скоро с тобой!
-    Папа, ты его молодым видишь или старым? - спросила сестра Анна.
-    Молодым, молодым, не мешай, Нюра. Костя, погоди! - Вот так ушел наш солдат за своим братом. Простите нас, воины.
Отец многому научил нас в жизни: работать на земле, строить дома, класть печи, столярничать и многому другому. Научил самой жизни. Они с братом работали рубанком, теперь инструмент в моих руках. На железке надпись на английском языке. Первая строка - «2+» говорит о том, что изделие двухслойное. На второй строке - клеймо завода, напоминающее печатную букву «К» повернутую влево на 90 градусов. За клеймом следует - «KENYON». На третьей строке - второе клеймо в виде узкой горизонтальной полосы с тремя ответвлениями, и название «SHEFFIELD». Это широко известный сертификационный знак «Компани оф Катлерз» в Холламшире, графство Йорк.
В нашем случае знак принадлежит первому филиалу компании «SHEFFIELD» - "KENYON", так как второе клеймо является знаком старшего сына (в английской геральдике существуют отметки нисходящей линии).
  Настоящая марка- «своего рода раритет; кроме знаков пищевых продуктов и напитков, названия городов использовать в товарных знаках не разрешается». Знак прошел перерегистрацию в 1992 году. Новый знак был утвержден Министерством торговли и промышленности. Перекрещенные кинжалы позаимствованы с герба компании.
  Что мы метнулись по заграницам? Много интересного и в своих пенатах. Взгляните на эти ворота, по которым скачут олени.
Мастер знал, что олень - символ мужского благородства и духовной силы. Олень способен одним только запахом отогнать и обратить в бегство змею. Он же является эмблемой воина, символом победы добра над злом.
Древние русские руны (иероглифы)
   При обследовании некоторых храмов на территории Татарстана я встретился не только с метками на кирпичах, но и получил весточку от мастеров-кровельщиков. Их послание вырублено из жести.
  Форма - ладья. В центре - круглое отверстие. От кормы к отверстию - просечка в форме перьев страуса направленных в разные стороны. В носовой части - сердечко, остриё его указывает на круг.
Значения: Ладья - Храм. Круг - Солнце, царь, Бог. Перья страуса - легкость. Сердечко - Душа, любовь до гроба (острый угол вниз указывает на подземное царство).
В этом порядке читаем: «Храм перед Богом облегчит Душу».
Письмо сие я получил через 200 лет после окончания строительства трехпрестольного каменного Михайло-Архангельского храма в селе Красная Горка Мамадышского района. Храм был построен в 1787-1802 годах. Автор проекта -архитектор П. В. Тихомиров. Основная заслуга в строительстве храма принадлежит священнику Александру Козмину. Знал ли Козмин об этом письме, ведь знаки рунические из языческих времен. Знак состоит из двух частей, соединенных заклепкой, и имеет не только форму ладьи, но и напоминает головной убор священника-клобук. Следовательно, облегчить Душу поможет священник.
  Второй знак имеет форму крылатого человека в шлеме. Шлем - Защита. Круг в центре - Бог. Форма - человек. Читаем: «Человека защитит внутренняя вера в Бога».
     Отметки нисходящей линии
1. сын / узкая полоса   6. сын / лилия
2. сын / полумесяц
      7. сын / роза
3. сын / молет
             8. сын / крест
4. сын / мартлет
          9. сын / восьми-
5. сын / аммулет
             лепестник
   Знак крылатого человека мы встречаем и на рисунках ковра.
Сведения о крылатых людях мы получаем из сказов, мифов, легенд, сказок. Находка знаков - это встреча с древностью, приятна необъяснимо. Крылья символизируют мысль, духовность и воображение. Есть такое выражение: «Лететь на крыльях воображения». Вспомним загадку: Что на свете всех быстрее? Конечно-мысль,что-за доли секунды может унести нас в прошлое, будущее и вернуть назад. Трудно вернуться в прошлое без какой-либо зацепки. Многое стирается в памяти людей, как «Сказание о царе Ридаре». Нет его в литературе, нет в интернете, известие о нем сохранилось в заговоре, переданном мне родителями:
  «Черви вы черви, черви вы, жужги, пойдите к Ридарю-царю. У Ридаря-царя естры сахарные, питвы медовые. Не уйдете вы к Ридарю-царю, пошлю на вас Морского Петуха с морскими цыплятами, с вострыми когтями, с железными носами».
Расспросив мать подробнее, я узнал, что Ридарь-царь повелевает змеями, червями, улитками, угрями и бабочками. При соблюдении определенного ритуала эти вредители не будут причинять зла на земельном участке.
  Другой заговор, уже от укуса змеи записал в Татарстане: «Стой, змея, не твоя земля! Земля баринова, государинова»! (Хозяйка, сказав заговор, босиком, смело направилась в лес по ягоды и грибы.)
  В русской литературе я не нашел упоминания о Ридаре-царе. Нашел подобное в мифах островов Науру, Микронезия. (См. Мифы народов мира. Т. 2. стр. 321.) Там говорится о демиурге, повелевающем этими тварями, который при их помощи разделяет небо и землю. По логике это Мировой Змей, то есть Млечный путь или его Покровитель.
  Многие элементы духовной культуры принадлежат не только одному народу или нации, они взаимосвязаны и являются мировым наследием. Аналогичных героев можно найти у любых народов мира. В мифологии большинства народов он присутствует при сотворении мира и принимает в нем участие. Символ Змеиобновление, соблазн, жизнь и смерть.
Культовое значение змеи как символа плодородия уходит в глубину веков, к У1-1У тысячелетию до н. э. Так далеко завел нас заговор, записанный со слов матери. Существует заговор, значит, есть и миф.
   После крещения Руси Святым князем Владимиром, которого называют в былинах Красным Солнышком, знаки древности: руны, клейма, обереги и прочие, не ушли в прошлое. Многие дожили до наших дней в резном декоре архитектуры, в рисунках ковров, национальных узорах и вышивках, сохранились в нашем быту. Сделаем попытку показать это наглядно.
Обратим внимание на фотографии старинных купеческих домов.
  Лавка купца с башенками (пинаклями) по парапету. Такие же бащенки венчают столбы арочных ворот, они в свою очередь дополнили арктуру фасада здания. Подобные башенки с «дынькой» видим и на воротах Шахриных, были такие и на воротах Маркелова. Дом его украшают оригинальные шатровые башенки, в один и два яруса со шпилем. Шпиль похож на веретено, которое является «символом течения времени, воплощением хрупкости и мимолетности человеческой жизни».
  Не будем рассматривать архитектуру зданий, нас интересует не она, а значение элементов: ромбы, круги, квадраты и проч. Квадраты - это земля, знак материального мира, четыре стихии, четыре стороны света. Символ башни -высота, подъем, стремление, сила, бдительность, недоступность, то есть возвышение над обычным уровнем общества.
Строенные окна (три в одном проеме) в доме Маркелова - знак Троицы, эмблема святой Варвары, которой молятся «о сохранении от внезапной смерти» и «когда вражда поднимется между ближними».
Арка - триумф, это радует и обременяет. «Почести могут стать для человека непомерным грузом и требуют большой заботы для их поддержания». Арка имеет сходство с радугой. Ее цвета - красный - погасший Божий гнев, синий -как умиротворение, ниспосланное на землю Господом, и белый - цвет чистоты - стали основой для триколора - торгового флага, ныне флага России.
Из приведенных примеров ясно, что элементы архитектуры имеют магическое, ритуальное и охранное значение. Ныне обращают внимание на фен-шуй, практическое руководство по применению секретов древнего восточного искусства гармонии в повседневной жизни, громя остатки своей национальной культуры, не замечая ее ценности.
Наши предки были умнее нас, а мы прошли ликбез, чтоб через бараки поселиться в «хрущебах». Народ стал грамотным.
На фрагменте триптиха художника Ильи Глазунова четко изображен родовой знак братьев: Рюрика, Трувора и Синеуса- первых князей земли Русской. Знак трезубца сохранился до наших дней, ныне он на гербе Украины.
Знак основателю рода давал правитель за проявление отваги в бою или другие заслуги. Правителю знак давал Бог. В этом я убедился сам, о чем написал в книжке «Там чудеса» и нашел подтверждение в литературе.
  Трезубец - печать Ангела Солнца. Сам Бог дал этому роду знак трезубца. Не зря называли потомка Рюрика Святого князя Владимира Красным Солнышком и не только в былинах. За обладание знаком, за старшинство и вели князья междоусобные войны. Летоисчисление мы ведем по солнечному календарю. Иранской династии Сасанидов печать дал Ангел луны - Фул.
Фарн Ирана имеет четыре зуба направленные вверх, подобно трезубцу Рюриковичей. Среди Сасанидов шли междоусобные войны за обладание фарном, как и среди наших князей. Летоисчисление в Иране ведется по лунному календарю.
  Мне Бог дал знак: Меч, опущенный к земле, что означает Победу, и овал Солнца, разделившийся на моих глазах на три дольки - Святая Троица. Читается так: Победа на Земле с верой в Святую Троицу, т. е. в Отца, Сына и Святого Духа.
Не всем дано видеть невидимое, слышать не слышимое. Быть может, Бог дает это тем, кто любит людей? Кто любит людей,
тот долго живет. Не знаю, каков мой век, но я люблю людей, хотя иной раз платят за любовь черной неблагодарностью. Бог вернул меня на землю в день смерти Рюрика 23 февраля, о чем я в 1958 году не предполагал. Огромная благодарность моим добрым Ангелам.
Быть может, записи нужно было назвать «Знаки и знания», так как необходимо сказать об увиденном и услышанном не только о рунах и тавре.
  Доктор философских наук, профессор Демин Валерий Никитич сказал, что я научился считывать с ноосферы, но это взгляд ученого, он не был ТАМ, не видел и не испытал видимого мною.
  Горний знак (знак, данный Богом), стал основой новой печати для веточки нашего древнего рода. На печать, ниже горнего знака поместил пиктограмму земли и воды, обозначил место видения знака, т. е. реку Вятка с левого берега. Черта горизонтальная  земля (правый берег), волнистая линия - вода, и вновь черта - левый берег. Ниже свои инициалы с буквой «Ф» старославянской. По бокам - крест и молодой полумесяц. Крест и полумесяц есть на гербе Головиных, но я сомневаюсь, что герб принадлежит нашему роду. Это, скорее всего, род Федора Алексеевича - сподвижника Петра Первого. В данном случае его значение: владелец православный, живет в Татарстане. Двойной кругоберег. Вспомните, как в старину воин перед битвой крестил себя крестным знаменем, и очерчивал круг, мечем, на месте, где ему предстоит победить или умереть. Так рождались стойкость и мужество.
  На оттиске с древней восковой печати Семена Васильевича Головина, сохранившейся в архивах РГАДА, и напечатанной в № 10 журнала «Родина» за 1997 год, невозможно рассмотреть изображение. В тексте говорится об инициалах «БСВГ» - боярин Семен Васильевич Головин, т.е. о сыне Василия Петровича Головина, верхотурского воеводы, нашего прямого предка, о чем мне сообщили в особом отделе Уральского военного округа. Наш род идет по веточке его другого сына и нам пока неизвестна его печать.
    Обращение в архив не дало результата. Будем надеяться на лучшее и продолжать поиск.
  Не думал, что события 19 июня 1633 г., когда получил грамоту с указанными печатями шведский посланник Г. Беренсон для будущей королевы Кристины Августы, как-то будут связаны с нашим временем. Самым неожиданным образом познакомился с потомком шведского генерала, фаворита шведской королевы Кристины Августы, барона Ганса Вахмейстера. По его настойчивой просьбе не буду упоминать фамилии и упущу многие детали. Барон попросил расшифровать древние руны, обнаруженные на старинных инструментах-кирке и лопате. Руны не соответствовали скандинавским и северо-германским вариантам, они оказались русскими. Инструменты являются экспонатами Эрмитажа. Если у вас появится интерес, знаки можете прочитать сами. Для прочтения таких знаков нужна отправная точка и кроме интереса немного знаний. Еще в 1877 г. ученый-этнограф П.Ф. Высоцкий опубликовал письмо, написанное неграмотной крестьянкой Саратовской губ. в Питер. Посмотрите, как это просто и мудро.
ГОЛОВИНФедор Алексеевич
(1650-1706), дипломат
и государственный деятель, 
   генерал-адмирал, граф
  Кристина Августа
-королева Швеции
Печати русской грамоты
Лопата и кирка из
хозяйства
Ганса Вахмейстера
  Что-то подобное встретил на иллюстрации к книге Джона Леббока - английского ученого, где изображены знаки северо- американских индейцев, их эпитафии своим вождям.
Интересны древние знаки на перстне и подвеске. Знаки на подвеске мне незнакомы. Исследуя знаки перстня, я понял, что он был вручен девушке при достижении совершеннолетия. Надпись гласит: «Тропинку жизни сохранит Бог от бед и несчастий».
  Чтоб прочитать текст, пришлось заглянуть в справочники, но как сказано в № 12 журнала «Родина» за 1997 год, «в наших библиотеках непросто найти книгу по данному вопросу».
Материал Евгения Трошина и Андрея Ефименко в данном журнале научил раскладывать руны на составляющие, что облегчило их прочтение. При этом нужно знать - как читать, слева направо или справа налево как Орхонские руны.
При поиске рун обратил внимание на сходство их с таврой и тамгой. Многие старожилы помнят о родовых знаках и хранят их, забыв значение.
Представляет интерес материал, собранный Камшиловым в 30-х годах на территории Мурманской области и переданный Большаковой Надеждой Павловной В.Н. Демину для передачи журналу «Наука и религия». Копию данного материала предлагаю вашему вниманию.
Дамшилову за лопарские клейма «пришили дело», как и Миколе Емельяновичу Макаренко - киевскому профессору кафедры истории материальной культуры.
История славянской письменности искажалась советскими филологами и историками, была под запретом, и поэтому мало осталось следов, но они есть и требуют изучения. Кому-то могут пригодиться и мои записи.
Надежда Большакова
                                                                         ПИСЬМЕНА   ЛОПАРСКИХ   КЛЕЙМ
  Если начинать разговор о лопарских клеймах или; тамгах, то стоит заметить: многие исследователи приходили к мнению, что они являлись символическими изображениями какого-либо зверя, птицы, предмета или части  его. Например оленьи рога, скребки, Щучьи зубы, изгороди и т,д., ко вторым могут быть отнесены тамги, напоминающие  солнечные диски на крышках колдовских барабанов", об этом пишет Я.Я.Волков в книге "Рос-сайские саамы". Он же замечает и то, что " по мере распадения родов на отдельные семьи начинает дробиться тамга... .Выделяя сына, огец давал ' ему свое клвймо
добавляя обычно, но иногда и.отнимая какую-либо деталь. Если, например,- тамга отца была и т.д  Клеймо отца, как дом, наследовалмладший сын.
, то сын получал
   Николай Харузин, русский этнограф, говорит что вторым звеном, связующим членов рода в одно целое, после фамилий является родовая тамга. В ней присущ  характерный рисунок для всех членов рода, но несколько видоизменяющийся по семьям. Тамги или клейма служили знаком собственности в качестве подписей, которые ставили на карбасах, домашней утвари, веслах, кережах и т.д.
  Однако очень трудно встретить среди лопарских клейм первоначальную.    Если  унаследовавший клейму после смерти отца младший сын умирает бездетным, с его смертью первоначальная тамга сразу выходит из употребления и в роду остаются только производные клейма.
  И все же Николаю Харузину удалось найти род с первоначальной тамгой. Он приводит пример с клеймом   лопаря
Печенгского погоста Павла Ефремова:
Производными от него будут: клеймо Якова Ефремова
; племянника Якова,
Онисима Ефремова
и Дмитрия Ефремова
. Некоторые из старейших клейм имеют названия. Например одно из
клейм рода Кобелевых
называют "воронья лапа", другое имеет название
  "птичий клюв".
  Позже старые-клейма стали заменять новыми, где прочитывались начальные буквы имени и фамилии. Например   ФА- Филипп Архипов. Ю - Михаил ЮШКОВ и т.д.
  Лопари знают клейма- тамги не только жители своего погоста, но и своих соплеменников, живущих за многие километры в других погостах. Рисовать чужие клейма было всё равно, что подделать подпись, поэтому , саамы никогда не выдавали клейм своих соплеменников чужим или малознакомым людям.
  Кроме, так называемых, юридических знаков  клейм, параллельно существовало клеймение оленей путем соответствующих вырезов или проколов на их ушах. Такие метки применяются саамами и по сей день. Кроме меток, оленям на шерстяной нитке привязывались небольшие дощечки: на одной стороне саамом рисовалось клеймо рода, на другой общее лопарское  оленье
клеймо
Называлось оно вить-суть, то еоть пятиугольник. Скорее всего у саамов зто был общий олений оберег.
  Заглянув в Энциклопедию символов я прочла, что в народе пятиугольную звезду называли "ведьминой ногой", маг Агрипа Неттесгеймский, вписывал в рисунок фигуру человека. Верхний луч - голова, остальные лучи руки и ноги.    Ученый Леви говорил, что "пламенная звезда - это знак всемогущества и духовного самоконтроля"....!'.
  И так, что бы звезда не значила, она по всему несет в себе какой-то магический смысл, который.по видимому.был известен протосаамам.
  Своими клеймами лопари очень дорожили и считали необходимым поставить в известность, как своих соплеменников, так и лопарей других погостов о перемене клейма. Официально изменение тамги происходило в том случае, если сын отделялся от отца и создавал свою самостоятельную семью. Чтобы получить право пользоваться личным клеймом необходимо было
подать заявление погосту, чтобы испросить у него разрешение.
  Возможно, что возникновение клейм имело связь и с тотемизмом. Самую большую коллекцию лопарских клейм, более 3000 собрал Яков Алексеевич Ламшилов. В свое время он закончил С-петербургский художественный институт барона Штирлица, но затем почему-то занялся юриспруденцией и работал нотариусом пока его не сняли  из-за этой самой коллекции
клейм, приписав "лопарские дела",    Дамшилов только начал их обрабатывать, но ему помешали.    Он умер от тяжелой
болезни. Об этом мне рассказал Захарий Ефимович Черняков, который был очень дружен с Камшиловым в тридцатых годах, занимаясь созданием саамского букваря.
  Я считаю, что природа лопарских клейм до сих пор глубоко не изучена. Ведь имеетоя множество свидетельств   схожих символов с саамскими    в рунических алфавитах прошлого. Например черноризец Храбр, живший в IX - X веках говорит, что прежде словене писали чертами и резами. О существовании письма у славян в докирилловскую эпоху свидетельствуют и другие средневековые авторы.
  Для примера возьму несколько рун из шифрованного послания XIII века / берестяное письмо ученика Онфима/:
Или примеры рун Алекановской надписи / X - XI век
Даже не    вдаваясь в дебри изучения древних надписей видеть в них что-то общее с клеймами лопарей. Приведу для пущей убедительности еще несколько примеров.    Найдена, единственная в своем роде азбука славянского народа склавинов,
предков словен новгородских/I-VI в.в. н.э./. Вот несколько букв из этой азбуки:
  До сего времени ничего не было известно и о существовании письменности у гуннов, покоривших в IV - V веках н.э. многие
земли Европы и Азии. Теперь найдена азбука гуннов. Привожу в пример несколько букв из нее:
Хотелось бы обратить внимание читателя и на руны древнетюркского алфавита:
  О том, что некоторые руны русского севера "соотносятся со знаками арктического
алфавита солнечной мистерии в интерпретации Г.Вир-га" говорит Е.Лазарев, корреспондент журнала "Наука и религия". Он даже
приводит  таблицу рун:
а затем приводит мнение историка Германа Вирта, который полагал,
что изначально руны были "не фонетическим, а магическим алфавитом арктической прародины человечества: каждая руна являла собой определяющий символ, лишь позднее, за пределами Гипербореи руны были "озвучены" / разными народами по-разному/".
  Я вполне разделяю мнение Германа Вирта и считаю, что руны и лопарские клейма есть ничто иное, как, для нас сегодня ещё зашифрованный, некогда единый арктический алфавит.
  В интервью с доктором философских наук Н.Н. Деминым, который в августе 1997 года приезжал на Кольский полуостров в район Сейдозера искать доказательства, тому, что наш край и есть мифическая Гиперборея, сказал: "Саамы - аборигены Севера Евразии. Какие-то народа ушли отсюда еще во времена Гипербореи, какие-то пришли в новую эру, чуть больше тысячелетия назад. А саамы здесь жили всегда. Даже если уже что-то забыто и отчетливо не осознается, они тем не менее являются носителями той древней гиперборейской культуры, ее хранителями. Как впрочем, и русские.
  Однажды мне в руки попалась газета "Аномалия" в которой приводился алфавит Вселенной / небольшая часть его/, вглядевшись внимательно, я увидела знакомые символы, чем-то напоминающие лопарские клейма. Думаю читателю будет
интересно увидеть    их:
  Ну и, наконец, пришла пора привести примеры клейм, собранных русскими исследователями в разное время. Я рассортировала их по фамилиям, так как считаю, зто будет гораздо интереснее читаться, а в конце приведу к примеру саамские клейма из коллекции Я. Дамшилова, составленные по погостам. Начну с рода моего прадедушки Федота Максимовича Галкина.
  История музея    Аллея Героев    Фото    Статьи и отклики    Старое фото   Лента новостей    Заявка на ген. иссл.                                                                           Музей