Путевые заметнки паломника
Со страниц "Провинциального Зеркала"
                                                                     Святые места России.

      Прошло уже больше месяца как мы, куртамышане, 10 человек (7 взрослых и 3 детей) съездили в паломническую поездку по святым местам нашей страны. И листая свои дневниковые записи, я вновь возвращаюсь к тому времени.
    Выехали мы из нашего провинциального городка 27 июля в город Челябинск, там переночевав у 2 заботливых милых женщин, которые нас обогрели и накормили, ранним теплым утром присоединились к челябинским паломникам. Продолжили путь на большом, современного типа автобусе, который на 3 недели стал нам, 52 пассажирам - домом. Мы ехали и смотрели на мелькавшие за окном красоты нашего величественного Урала, которые сменились постепенно русской европейской природой. Проехав Волгу,  Дмитровград Самарской области, Ульяновск и Саранск, к обеду 29 июля прибыли в первый на нашем пути Рождество Богородичный Санаксарский мужской монастырь, который находится в Мордовии. Основан он в 1659 году в царствование благочестивейшего царя Алексея Михайловича. Период роста и расцвета обители связан с именем преподобного старца Феодора Ушакова - великого подвижника XVIII в. Молитвами и трудами преподобного Феодора монастырь уже при его жизни приобрел общероссийскую известность. И сейчас, в наше время, в монастыре покоятся мощи Феодора Санаксарского, а в 2001 году в Санаксары были помещены святые мощи многопочтимого праведного воина Феодора, адмирала флота Российского племянника Феодора Санаксарского.
     Встретил нас монастырь ярким солнцем и доброжелательностью монахов. Покушав и отдохнув, мы все вместе направились на святые источники. Среди вековых, тенистых елей, сосен, лип и орешника протоптана тропинка, по которой мы добрались до источников. Эти два, хорошо обустроенные, первые на нашем паломническом пути источники, обдали нас своей прохладой и зарядили невидимой благодатной энергией, которая дала нам силы простоять на монастырской вечерней службе и встать со сна на утренней заре по монастырским правилам. Утренние молитвы и завтрак, а так же и обед на свежем воздухе под огромным вековым дубом, любовь и доброта монахов навсегда останутся в нашем сердце.
       После обеда мы продолжили свой путь, через 2 с небольшим часа мы приехали в Дивеево Нижегородской области. Я, как начинающий паломник, с замиранием сердца прибыла на землю преподобного Серафима Саровского. Перед въездом в Дивеево мы приехали на открытый источник преподобного батюшки Серафима близ д. Цыгановка, где искупались в обжигающе холодной воде Святого. Источник очень красиво, в старорусском стиле, обустроен. Обсохнув под жгучими лучами солнца, к вечеру мы прибыли в Дивеево. Нас сразу направили устраиваться на ночлег в палаточный городок, где уже приехали десятки тысяч людей с разных краев нашей страны и ближнего зарубежья на празднование дня преподобного Серафима Саровского. Нашими соседями по палаточному городку были паломники из Брянска, Полтавы, Киева, Оренбурга, Ярославля. В палатке размещалось от 70 до 100 человек. Мы, челябинцы - куртамышане, жили все в одной палатке, к этому времени уже сдружились. Расселились, разложили свои вещи на нарах - наших спальных местах, поужинали в трапезной, - отправились в Дивеево-Саровский   женский монастырь приложиться к мощам святого преподобного батюшки Серафима. В монастыре меня поразила красота и величие храмов. Своеобразные цветочные клумбы вокруг этих  храмов, яблоневый сад, Богородичная канавка- все это создает необыкновенный духовный настрой на полет и восторг души.
        На следующий день я посетила и приложилась к мощам святого преподобного Серафима Саровского. Затем мы искупались в святых источниках, а их в Дивеево - 5. После освежающего и благодатного купания, мы все пошли отдыхать, чтобы набраться сил для ночного бдения.
      После вечерней службы и помазания мы ждали ночное бдение, которое началось в 23 часа. Народу было довольно много, одновременно шла исповедь не менее  чем в 10 местах. Слышимость службы была великолепная. Под утро, когда служба заканчивалась, стала надвигаться грозовая туча. Мы, куртамышане, успели до грозы дойти до своей палатки и уже засыпали под грохот грома и ливня.
        1 августа состоялась большая праздничная служба, где было многотысячное скопление людей и вели службы более 40 архиепископов и епископов из многих епархий нашей страны.  Под жгучими лучами солнца, люди стояли и с большим вниманием слушали, а ведь здесь были и маленькие дети. Подростки, взрослые и пожилые люди слушали звучание - ангельских голосов певчих женского хора монастыря, молитвы и проповедь священнослужителей. Выезжая из Дивеево, я мысленно не прощалась с этим святым местом:  «До свидания, батюшка Серафим!» Я здесь оставила частицу души и обязательно еще сюда вернусь.
       А наш путь лежал к  Ярославлю. В 6 км от него на левом берегу Волги находится Свято-Введенской Толгский женский монастырь, куда мы приехали 2 августа ранним утром. История обители ведется с начала XIV в. и освящена чудесным явлением иконы Божией Матери  Смиренному Святителю и чудотворцу епископу Трифону во время путешествия по Ростово-Ярославской епархии 8(21) августа 1314 г. Явлением своего образа Царица Небесная благословила и освятила ярославскую землю, над которой до сего дня пребывает особая благодать и милость Матери  Божией. На месте явления чудотворного образа создана обитель, названная в честь Толгской иконы. В наши дни многочисленные паломники, туристы и гости, посещая монастырь, знакомятся с его историей, поклоняются святыням обители: чудотворному образу Толгской иконы Божией Матери и святым мощам дивного угодника Божия Святителя Игнатия (Брянчанинова).
Не осталась я равнодушной к красоте обители, к ее сестрам, которые встретили нас с большим радушием. Спали мы в современно обставленных кельях, кушали в чистой и красиво обустроенной трапезной. Сделали свой посильный трудовой вклад в огороде монастыря и потрудились на заготовках, а вечером сходили в баню, специально для нас приготовленную. После экскурсии по монастырю я видела, что сами сестры с большим усердием и мастерством трудятся над украшением храмов, резными золочеными иконостасами, настенной росписью, усердствуют в различных монастырских мастерских и других послушаниях.  А каким чудесным  творогом они нас кормили! Они его делают сами. Такого мы не ели нигде. Все это ведется под руководством настоятельницы обители игумении Варвары.
      Но главное в обители является забота о спасении души. Мы посетили чтение Псалтири, утреннюю и вечернюю службы. Я исповедалась и причастилась, приложилась к святыни монастыря - святым мощам Игнатия. Мы гуляли по монастырю, отдохнули и 3 августа вечером покинули это благодатное, любвеобильное место, унося с собой частицу благодати, веками намоленного места. С благодарностью вспоминаю гостеприимный Дом Богородицы на Волге.
      Вечером проехали город Череповец и реку Шексну и 4 августа в 4 часа утра приехали в г. Тихвин. Утро было прохладное, моросил дождь. Плохая погода, к счастью, была только до обеда. Как-то все уладилось. Было умеренно тепло. До обеда, на утренней службе мы были в Тихвинском Богородично - Успенском  мужском монастыре, где поразила нас своим величием Тихвинская икона Божьей матери, которую вернули 9 июля 2004 г. из Свято-Троицкого собора  г. Чикаго (США). С великим триумфом возвращалась икона на Родину. Сотни тысяч православных христиан встречали ее в храмах Латвии 004 г. чно Успенском  мужском монастыре, где поразила нас своим величием Тихвинс- в Риге, Москве, Санкт-Петербурге и, наконец, благодатный образ вернулся на свое историческое место- Тихвинский монастырь.
      После утренней службы в монастыре мы поехали на Ладейное Поле в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Дважды за всю историю человечества взору явилась Святая Троица - первый раз Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз - на русской земле святому, преподобному Александру Свирскому. Что означало это явление новозаветному святому? Не будем дерзать отвечать. Только будем почитать эту землю, и монастырь, который был воздвигнут на Севере Русской земли по велению Бога-Троицы и самого преподобного чудотворца Александра. Преподобный  Александр -  один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей кончины, а именно через 14 лет. Монастырь встретил нас своей строгой красотой, все чисто, бело, аккуратно. Мы все присутствовали на вечерней службе, были очарованы пением монахов, приложились к святым мощам Преподобного Александра Свирского. Ноги и руки преподобного открыты - их полное нетление (нетленно все тело и честная глава Преподобного, скрытое под схимническим облачением) является величайшей редкостью во всей истории Православной церкви. Ведь мощам уже почти 500 лет, а лицо Преподобного узнаваемо по древним иконописным изображениям.
      Далеко от наших земель находится  Свирский монастырь, но, преодолевая огромное расстояние и дорожные неудобства, мы с радостным сердцем с трепетною душою прикладываемся к этой святыне, и просим Преподобного о здоровье и спасении своих близких. Посчастливилось нам и еще приложиться к Туринской плащанице, которая находилась в тот момент в этой обители. И вот после  помазания, принятия хлебов, с полным сердцем радости и благодати мы выехали в направлении Санкт-Петербурга.  Ранним утром 5 августа мы были уже в городе на Неве. За  один день по регламенту мы должны были посетить три святых места: Свято Иоанновский (Крондштадтского) ставропигиальный  женский монастырь, часовню Блаженной Ксении Петербургской (на Смоленском православном кладбище) и Свято- Троицкую Александро-Невского Лавру. Особое впечатление на меня произвело посещение Смоленского православного кладбища  места погребения Блаженной Ксении.  Большая очередь паломников, гостей и жителей Санкт-Петербурга стоит к часовне Блаженной, где покоится ее прах. Люди с цветами в руках, со свечами и записками обращаются  за помощью, веря, что на молитвенный зов Блаженная Ксения незамедлительно откликнется помощью. Служили молебен по Блаженной.
    Существует прекрасный православный обычай служить молебен по святым подвижникам, чтимые народом - а здесь они проходят несколько раз в день. Мощи Блаженной Ксении покоятся в каменной часовне, воздвигнутой в русско-византийском стиле по проекту архитектора Всеславика в 1902 году. На восточной стене часовни находится мозаичная икона святой подвижницы. К стенам и надгробию прикладываются все посещающие Блаженную, чающие получить утешение в скорби и помощь в благих начинаниях от молитвенницы о душах наших - Святой Блаженной Ксении. И нам, куртамышанам, посчастливилось быть в том числе.
      С просветленными душами уже поздно вечером, сидя в автобусе и прощаясь со святыми местами Санкт-Петербурга, мы направились в самый долгожданный для нас путь. Есть на земле место, словно особо предназначенное для прославления величия Творца, напоминающее о первозданной гармонии бытия. Довольно часто они отделены от окружающего мира природной границей. На Руси одним из таких мест был и остается Валаам- архипелаг в Ладожском озере с расположенным на нем Спасо-Преображенским монастырем. Площадь 50-ти островов составляет 36 квадратных км. Название Валаам в переводе с финского как «высокая земля» или «земля света». Вот сюда и был наш путь. Стоя на пристани, ожидая катер, мы все с замиранием сердца и, ожидали какой он Валаам, как он нас встретит. После 3,5 часового плавания на катере «Валаам» остров встретил нас ласковым солнцем и безветренным днем. На пристани нас уже ожидала экскурсовод Ксения - студентка исторического факультета Санкт-Петербургского университета, которая уже не первый год каждое лето живет на острове и хорошо изучила его историю и местность. Расположили нас в специальных кельях для паломников, где был сделан евро-ремонт с удобными кроватями, благоустроенными туалетами и душевыми кабинами с горячей водой, кушали в трапезной. С первого же дня, а мы были на Валааме 3 дня, экскурсовод познакомила нас с программой визита в это святое место. И в первый же день мы отправились в Никольский скит. Всего на Валааме 8 скитов, находящихся на различном расстоянии от Спасо-Преображенского монастыря (Центральной усадьбы) и 4 часовни. Всего на Валааме проживают около 200 монахов и несколько сот мирян. Слово монах по-гречески означает -«одинокий», «отшельник», по-русски - «инок», т.е. иной, другой. Желающий стать монахом после соответствующего испытания принимает обеты целомудрия. Своим трудом, как видимым воплощением деятельной любви, монахи создавали подобие Рая на земле. Нынешний Валаам является одним из самых ярких примеров. Но главное предназначение все же не в этом.  Молитва за ближних и дальних, за «ненавидящих и любящих», за весь мир, лежащий во грехах - вот главное дело монаха. Очистив молитвенным подвигом сердце, многие иноки с любовью помогали людям, могли исцелить от душевных и телесных недугов. Монашество появилось на Руси вместе с Крещением в X в., и к тому же времени, как повествует монастырское предание, относится и житие Преподобных Сергия и Германа - основателей Валаамского монастыря. Житие Преподобных Сергия и Германа не дошло до нас, причина тому - глубокая древность основания обители и ее трудная судьба. Обитель, находящаяся на границе владений Великого Новгорода и Швеции, неоднократно разорялось шведами. Иноки, чтобы сохранить святые останки еще в 1180 году иссекли в скале глубокую могилу и в ней скрыли Святые мощи, где и прибывают до сих пор «под спудом». Многочисленные чудеса от мощей вносились в монастырские летописи вплоть до наших дней. По молитвенному обращению к ним угодники помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцелялись от душевных, нервных, инфекционных глазных болезней и пьянства.  С 1819 года началось общероссийское почитание Преподобных Сергия и Германа, была составлена служба, писались иконы и посвящались храмы. Вот и нам, паломникам из далеких уральских земель, довелось быть на молебне и приложиться к святым мощам Преподобных Сергия и Германа. 
     Прибыли мы на Валаам в печальные дни для обители. При трагических обстоятельствах погиб 32-летний иеромонах Георгий (разбился на мотоцикле, столкнувшись с «Газелью») и вся обитель, оплакивая и скорбя о светлой душе иеромонаха Георгия, готовились к панихиде, отпеванию и погребению. Но мы в это время с экскурсоводом посещали скиты Валаама. Первое, что мы увидели, это здание Воскресенского скита, стоящего высоко над Никоновской бухтой. Скит расположен на месте, где по Валаамскому преданию Святой Апостол Андрей воздвиг каменный крест. В 1906 г. был воздвигнут 2-х этажный храм. Нижний храм во имя Св. Апостола Андрея устроен по подобию пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме - Кувуклии с подлинной частицей камня из Иерусалима. Мы все, посещая этот храм, с благоговением приложились к этим святыням, здесь нам разрешили фотографировать.  Так же мы прошли по лестнице Воскресенского скита, которая спускается в Никоновскую бухту - одной из лучших пристаней на Ладоге - ныне главная гавань Валаама. Следующий наш путь в Гефсиманский скит. Устройство Гефсиманского скита завершало создание на Валааме «русского Иерусалима». Воскресенский скит стоит на горе, олицетворяющий Сион.
       Ладогу и небольшое Никоновское Озеро соединяет протока, получившая название Кедрон. Слева за ним - 30 метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая часовня в русском стиле.  Здесь у часовни нам разрешили отдохнуть около часа, т. к. ходьба по горам под жарким солнцем нам была не в привычку. Расположившись под тенистыми пихтами, елями, соснами, мы с высокой горы смотрели на необыкновенные, восхитительные красоты нашей русской северной природы. Синяя вода, яркое голубое небо, яркая зелень деревьев - все это создает необыкновенный колорит и вызывает восторг и радость за то, что наша святая Русь возрождается в духовном плане. После отдыха наш путь продолжился к следующим скитам и часовням. Построенные в стиле деревянных храмов Древней Руси колокольни и средние главы завершены шатрами, богато декорированы резьбой. Большинство скитов и часовен пока бездействует, т. к. требуется ремонт и реставрация.  Вечером  вернулись к трапезной уставшие и вдохновленные. После ужина пошли на вечернюю службу.
        На следующий день на Валааме был траурный день: похороны иеромонаха Георгия. После заупокойной Литургии похоронная процессия с молитвенным пением направилась на Игуменское кладбище. От главной монастырской усадьбы к Игуменскому кладбищу ведет одна из самых красивых дорог на Валааме. Начинается она 300-метровой аллеей сибирской пихты. Игуменское кладбище было заложено О. Дамаскиным на исходе его жизненного пути в 1876 г. На вершине  холма находится необычный  по архитектуре храм, где и совершилось отпевание новопреставленного. После погребения все потихоньку, малыми группами направились к монастырю.
      В последний день нашего пребывания на Валааме мы посетили, находящийся в 3 км. от главной усадьбы Свято- Преображенского монастыря, скит во имя Всех Святых, первый по времени основания на Валааме. Ныне в скиту восстановлена иноческая жизнь  в соответствии с прежним уставом. Женщины могут попасть сюда только на престольный праздник с крестным ходом в день Всех Святых. Поэтому мы, женщины, расположились на скамейках перед входом в скит, а наши 12 мужчин зашли на территорию скита,  мы писали просительные записки.  Мужчины вынесли нам  воды из святого источника, который находится на территории. После этого, возвращаясь уже на главную усадьбу, нас привели в необыкновенный монастырский сад, который расположен между  холмов, в низине.
Этому плодоносящему саду уже больше 200 лет и в нем сохранились плодоносящие яблони, которым столько же лет сколько саду. После  обеда уже с вещами, готовые к отъезду, мы слушали исполняемое мужской группой Валаамское пение. Это неповторимое, безупречное исполнение вызвало у нас восторг и грусть о том, что мы через некоторое время уже покинем эти Святые места «Северный Афон». И вот мы уже плывем на катере на воздушной подушке. К вечеру были уже в Приозерске, чтобы продолжить свой путь по святым местам.  Впереди у нас Псково-Печерский монастырь, где мы пробудем одну ночь и 2 дня.
Рано утром мы приехали в Псково-Печерскую обитель. Монастырь расположен в живописнейшем месте (на дне глубокого оврага). Древняя пещерная Успенская церковь, Святая гора с богом данной ее пещерой, мощи Святых угодников Печерских, чудотворные иконы Пресвятой Богородицы- все это дает молитвенный настрой. Здесь сам воздух исполнен благоуханием святыни. Псково-Печерский монастырь существует много столетий. Самое открытие Богом данной пещеры принято относить к концу XIV в. (1392 г.), а 1472 г. был построен и 1473 г. освящен храм во имя Успения Богородицы при Иоанне и с тех пор храм не разу не закрывался. В начале монастырь был отшельническим, созерцательно-молитвенным, а с начала XVI в. становится деятельным при знаменитом игумене Преподобном Корнииле. Превращенный Корниилом в деятельный, монастырь очень полюбился народом, туда тянуло человека в беде, там он находил потерянную бодрость. При Преподобном Корнииле был построен храм Благовещения Пресвятой Богородицы, вокруг монастыря была построена каменная массивная ограда. Спадая  вниз и снова поднимаясь, стена монастырская, кажется, призывает каждого не падать духом. Обитель стала крепостью по необходимости, защищаясь от набегов соседствующего Ливонского ордена. Находясь в монастыре и посещая  таинственный и темный пещерный древний храм Успения Пресвятой Богородицы, вырытый в горе, с его узкими рытыми коридорами- переходами невольно ищем глазами гробницу того, кто своими трудами сохранил святую Псково-Печерскую обитель для современников. Молча, мы подходим к стене с гробницей, и там, в сумерках сияния ее серебра, стараемся смирить свою душу, и благоговейно склоняются колени. Монахи  отнеслись к нам с большой любовью. Мы не испытывали никаких неудобств. Более 200 тыс. соотечественников бывает за год в обители. Не все из них, конечно, паломники. Для многих такое посещение  есть повод к глубоким размышлениям о смысле жизни, о добре и зле,  об истине и красоте. А это не так уж мало. Особо не хочется умолчать о том поразительном чуде, что в  пещерах монастыря, где покоятся тысячи усопших, нет запаха тления. Посетили мы Святую гору, где растет «Святой» дуб, которому уже пятьсот, а может быть и все семьсот лет. В саду на Святой горе, где иноки неутолимо несут послушания и своим трудолюбием вырастили сад, где от обилия яблок порою ломаются ветви яблонь, также можно полакомиться смородиной, малиной, крыжовником, клубникой и черноплодной рябиной. Мы сидели на полянке в прохладном уединении сада, чтобы отдохнуть и подумать о жизни и смерти и любовались этой красотой. После посещения Святой горы, мы пошли к часовне над артезианским колодцем. Льется там вода, проходя через крест, и мы испили ее, умылись, очищаясь телесно и духовно.  Жизненный ритм обители определяется молитвой и храмовым богослужением, где мы и принимали участие. И вот, покидая монастырь с его текущими водами, с его миловидным колокольным звоном, с его посетителями и иноками, уносили с собой радостное, незабываемое сознание того, что не хлебом единым жив человек.
       Дальнейший наш путь в Оптинскую пустынь. В Оптину мы приехали утром, успели на утреннюю службу. Кто готовился, тот исповедался и причастился. С особым благоговением мы зашли в строящуюся часовню убиенных в наши дни иеромонаха Василия и двух иноков. Сколько цветов, записок, горящих свечей говорит о том, что  люди с верой и любовью молитвенно обращаются за помощью. После этого посещения мы прошли по территории монастыря, утопающей в цветах и зелени. А сколько здесь народу: паломники, гости, туристы! И всех монахи встречают с любовью, всех накормили в трапезной для паломников. Службы в обители идут одновременно в трех храмах, и во время службы храмы полны народу.  Особо мне хочется сказать об оптинских источниках. Один источник - питьевой сделан в виде колодца, а другой купальный - в виде купальни-  бассейна. Вода в источниках хоть и холодная, но не обжигающая, ласковая. Быстро проходит время в этой наполненной любовью и строгости обители.
     И вот мы уже опять едем. К обеду 11 августа мы приехали в Переяславско-Залесский Никитинский мужской монастырь, где находятся Святые его мощи. Монастырь действует только второй год, но в нем уже ведутся регулярные службы. Монахов, населяющих монастырь немного, есть послушники и трудники - все вместе послушанием и молитвенным подвигом восстанавливают Святую обитель. И тянутся паломники со всей страны, чтобы приклониться к Святым мощам Преподобного Никиты Столпника и сделать посильный вклад на восстановление обители.
       Воскресным днем 12 августа, рано утром мы прибыли  в обитель Преподобного Сергия Радонежского. Это древняя обитель - Свято-Троицкая Сергиевская Лавра основанная в XIV в. По молитвам Преподобного Сергия совершались многочисленные чудеса и исцеления. Постепенно  слава о нем распространялась по всей Руси, и к нему стали отовсюду стекаться богомольцы и просто страждущие люди за утешением. Еще при жизни его почитали святым. В 1380 г. Московский Князь Дмитрий Донской пришел в Троицкую обитель к Преподобному Сергию за благословением на решающий бой за православную веру и освобождение Родины. После получения благословения благоверный Князь Дмитрий одержал великую победу. С этого времени Московские государи взяли Троицкий монастырь под свое особое покровительство. Свято-Троицкая Сергиева Лавра - уникальный памятник архитектуры XVI- XVII вв. множество величественных храмов и крепостные стены, которые имеют три боевых яруса и башни до шести ярусов - создают великолепие и неповторимость. С утра, когда народу было мало, мы спокойно простояли утреннюю службу и приложились к Святым мощам Преподобного Сергия, а после службы любовались красотами Лавры. Но ближе к полудню народу стало очень много, выйдя из монастыря, мы увидели на стоянке сотни автомобилей с московскими номерами (Москва в 60 км.). Но особое впечатление на меня произвел храм Петра и Павла, который находится в нескольких кварталах от  Лавры. После окропления Святой водой и купания в Святом источнике мы направились к нашему автобусу, т. к. после обеда наш путь, следующий уже к завершению, продолжился. За окном автобуса светит яркое жгучее солнце, а в автобусе прохладно и мы все немного уставшие, но очень счастливые молча смотрим на  мелькающие за окном поселки, деревни, города, на нашу неповторимую русскую природу. Наш  путь лежал в  мужской монастырь Раиф,  который находится в 20 км от Казани.
13 августа мы выехали в сторону дома, находясь за сотни км от него. Завтра мы должны быть в нашем зауральском городке. За свои 18 дней паломнической поездки мы проехали 14 Святых мест, преодолели 4 тыс. км.
Всего мы дважды проезжали нашу великую Волгу, Оку, Каму и множество других малых рек, проехали страну от Урала до северных и западных земель. Все очень сдружились, были как одна большая семья. Все знали друг друга по имени, если кто-то заболел, все лечили, как могли. С нами были 2 врача, если что-то у кого-то было серьезное, то получали квалифицированную медицинскую помощь. На  святых источниках помогали друг другу, а их на нашем пути было 11, вода в источниках ледяная, не сразу решались окунуться в нее. Хотя после купания: благодатно и легко на душе. Во время пути автобус, ставший нашим домом на колесах, был для нас еще и малой церковью. В автобусе были 2 навесных телевизора и по ним мы смотрели все церковные службы, паломнические места, которые посещали, слушали утренние и вечерние молитвы.
       И вот 14 августа рано утром приезжаем на наш Урал. В низинах густой туман. Появились первые лучи солнца. К полудню были в Челябинске, а на вечернем рейсовом автобусе отправились в наш любимый, родной, вообщем-то не плохой на фоне других городков России, Куртамыш.
                                                                                                                                                                                      Татьяна Базунова,
                                                                                                                                                                      участница паломнической поездки