Побывальщинки
     О колдунах, шаманах, магах, экстрасенсах печать и телевидение много пишут и показывают, пожалуй, с начала перестройки, да и сейчас все еще не закончили. Раньше об этом как-то меньше говорили. Хотя в народе с этим сталкивались не так уж редко, но это не афишировалось, не рекламировалось, а уж писать в газете или говорить по радио – Боже упаси! Переезжать в Магадан да еще на казенный счет – желающих не было. Сейчас берешь газетку и читаешь: «Народная целительница (имярек) предлагает…» (далее следует перечень услуг).  Или: «Маг и волшебник, экстрасенс (имярек) излечивает и освобождает…» И снова немалый перечень болезней, причем даже тех, которые давно в числе неизлечимых, или  тех, которыми человечество еще не успело заболеть. Что поделаешь - свобода слова! Хоть газетка в самом конце да мелким шрифтом и сообщает, что она «за достоверность помещаемой в рекламе информации ответственности не несет». Как так? А вот так! Не несет и только. Ей, газете, пусть и «Советской России», (то бишь, редакции), заплатили, ( и ,должно быть, неплохо), вот она и напечатала. (Что ж, каждый хочет есть свой хлеб с маслом) А что там за реклама, или это холодильники «stinol», или краска для волос (несмываемая!), или интимные услуги – дело не ее. Заплачено – напечатано. По-моему, это не делает чести нашей печати.
    Услугами знахарей, их заговорами, молитвами человечество пользовалось, должно быть, с момента своего зарождения. Вспомните хотя бы ритуальные пляски каких-нибудь ниандертальцев у костра перед выходом на охоту. Настоящие народные целители жили в мире тихо, без всякой рекламы, а молва о них катилась из края в край. Наверняка, в каждой деревне была своя бабка-травница, бабка-повитуха, бабка-костоправка. И народ шел к ним, верил, что Аксеновна…, Матвеевна… или еще кто-нибудь обязательно поможет. Рожали бабы на печи, на голбце – повитуха рядом, и поможет, и подскажет, и примет на добрые руки свои новорожденного, пообещав ему при этом судьбу счастливую и прося Господа спасти и сохранить родившегося раба Божия. Вывихнул мужик в трудах крестьянских руку или ногу – костоправка в баньке его распарит, да с мылом, да с травяным настоем, да с муравьиным спиртом или еще с чем-то, ею же приготовленным, разотрет, выправит сустав. Глянь – пошел мужик. Многим подобным бабкам обязано человечество в те годы, когда еще не было лекарей по подтягиванию кожи на лице, по увеличению груди или по восстановлению девственности перед очередным замужеством. Они поили отдельными травами или их сбором мающихся желудком, заговаривали пуповую или паховую грыжу у грудных младенцев, языком вытаскивали попавшую в глаз соринку. (Язык и волосинку, попавшую в рот, чувствует – прекрасная чувствительность у этого глазного лекаря), да мало ли какие еще добрые дела могли они делать. Но знания и умения свои обычно держали в секрете и только, чувствуя скорый уход в мир иной, передавали это мастерство кому-то, чаще своим родственникам. Рассказы о них, как у нас называют, «побывальщинки» сохранялись в народе долго, из поколения в поколение передавали их, иногда в чем-то изменяя, прибавляя что-то, но основа была неизменной, правдивой. Я отобрал несколько, за правдивость которых отвечаю (хоть голову на плаху!) и хочу рассказать их людям. Может быть, откликнется кто-то, слышавший или видевший что-либо подобное. Пусть мои побывальщинки получат продолжение в рассказах или строчках других людей, а уважаемая редакция не преминет напечатать их откроет новую рубрику – «побывальщинки» или «Были народные» - это уж как редактору больше понравится. Уверен -рейтинг газеты возрастет!